С самых древних времен жизнь в обществе накладывает отпечаток на каждого из нас. С самого раннего детства нам стараются внушить представление о том, какими мы должны стать, когда повзрослеем: чем заниматься, как себя вести и т. п. И не последнюю роль в таком своеобразном навязывании поведения лежат стереотипы, какими должны быть мужчины, а какими женщины. Издавна так сложилось, что мужчина — это добытчик и воин, а женщина — хранительница домашнего очага и воспитательница детей. Такая система ценностей передавалась из поколения в поколение, но время внесло в нее свои коррективы и изменило стереотипы. А раз так, то нужно менять и подход в воспитании подрастающего поколения, чтобы ребенок повзрослев не чувствовал дискомфорта от привитых ему с детства «неправильных» стереотипов.
Именно поэтому в наше бурное и неспокойное время самым оптимальным является гармоничный подход в воспитании детей. Конечно, не нужно утрировать, одевая мальчика в юбочки и платьица, а девочку заставляя играть в военные игры. Во всем должна быть гармония и в характер ребенка необходимо вкладывать как мужские, так и женские черты. Поэтому совершенно не нужно одергивать плачущего мальчика фразой: «мужчины не плачут», а играющую машинками девочку: «твое дело — куклы и кастрюльки». Сегодня все чаще женщина становиться лидером, и обеспечивает благосостояние семьи, тогда как мужчина с удовольствием возится с детьми и готовит обеды.
Естественно, природа наделила мальчиков и девочек различной физической силой и психологическими установками, поэтому пренебрегать потребностями пола не следует. Тем не менее, родители должны четко понимать, что успех их ребенка в жизни зависит исключительно от его личных склонностей и способностей, а отнюдь не от половых различий. Традиционные же стереотипы часто мешают ребенку реализовать его природные таланты, например, девушке — профессионально играть в футбол, а юноше — стать воспитателем детского сада.
Какие же стереотипы самые распространенные и почему от них необходимо отказаться?
Мужчины не плачут.
Родители считают, что поскольку из мальчика должен вырасти мужчина сильный, терпеливый и смелый, мальчик, который плачет, тем самым выказывает свою слабость, а это нужно немедленно пресечь, упрекая ребенка или же отворачиваясь от него. Такая позиция родителей не верна на корню, поскольку дети, как девочки, так и мальчики очень эмоциональны и, иногда, им нужно сбросить это самое эмоциональное напряжение. И пусть лучше это будут мальчишеские слезы, а не вымещенное на сверстниках отрицательные эмоции, или же скрытые эмоции уже взрослого мужчины от которых будут страдать его жена, дети, родители.
Мальчика не нужно баловать излишним вниманием, объятиями, поцелуями.
Опять же установка крайне не верна, поскольку, как девочка, так и мальчик — это всего лишь ребенок, которому родительская любовь и ласка жизненно необходимы. А, кроме того, это поможет мальчику в будущем строить здоровые и счастливые отношения с противоположным полом, а также обрести уверенность в себе.
Игрушки детей должны быть разделены: девочкам — куклы, мальчикам — машинки.
Интерес к «девчоночьим игрушкам» у мальчиков, равно как и к «мальчишечьим» — у девочек — это всего лишь признак любознательности ребенка, таким образом, он расширяет свои познания об окружающем мире, о жизни и других вещах. Пусть ребенок сам выбирает, с чем и во что ему играть.
Девочка должна быть послушной и покладистой
или же другой стереотип: «Девочка должна быть независимой и рассчитывать только на себя». Оба шаблона не верны. В первом случае — покорность и послушание часто приводят к не умению постоять за себя, дать достойный отпор обидчику, что часто делает уже подросших девочек жертвами сексуальных преступлений. Во втором случае — уже подросшая девочка чувствует себя сильной, самодостаточной, но из-за своих завышенных требований, как к себе, так и к партнеру, ей будет очень сложно найти себе достойного мужчину. Позвольте девочке просто быть самой собой.
Для того чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, психологи советуют отказаться при воспитании ребенка от устоявшихся стереотипов, и позволить ребенку делать то, что ему нравиться, тем самым делая его детство счастливым.