Как не нужно воспитывать детей. Большой разговор на эту тему

Воспитание собственных детей – сложная и ответственная задача. Последствия своих действий родители ощущают и на этапе формирования новой личности ребенка, и тогда, когда он повзрослеет и станет достаточно сильным и умным для того, чтобы поддержать и укрепить свою семью или же, наоборот, испытывать только негативные эмоции по отношению к своим «мудрым» воспитателям.

Поговорим о том, как НЕ нужно воспитывать своих детей, если вы желаете вырастить умного и сильного человека, а в его памяти навсегда остаться как чудесный, любимый человек. Очень хотелось назвать эту статью незатейливым, неоригинальным, но злобно подчеркивающим суть описываемых событий заголовком: «Мешок яблок». У некоторых из современных людей любой мешок любых же яблок, как и кучки аккуратно сложенной в поле свеклы ассоциируются с умопомрачительной работой на кажущихся бесконечными «гектарах», на солнцепеке и далеко не до седьмого пота, а до облезшей от воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей кожи, причем в чрезвычайно голодном состоянии и, увы, без заработной платы. Нет, речь идет не о работе крепостных крестьян – мы ведь, заметьте, говорим о современных людях.

А дело было так.
В одно недалекое от нас время существовал так называемый добровольный, а иногда и принудительный вид «заработка» в многочисленных колхозах и совхозах. Он представлял собой коллективные выезды обычно городских жителей, чаще – жителей небольших поселков на автобусе или грузовой машине на колхозные поля и сады и сбор урожая в предоставленную (а иногда и не предоставляемую) тару, например – деревянные ящики. Суть такого «заработка» в основном сводилась к получению части от собранного урожая. Весьма малой части, надо сказать.

Поскольку такой вид заработка очень тяжел в физическом плане и занимает много времени, на такие работы желающие подработать «копейку» родители часто «тащили» своих детей, которые должны были помогать своим родителям зарабатывать «на хлеб насущный», а чаще не столько на хлеб, сколько на кашу и все больше постный супчик.

Нельзя сказать, что в советское и даже постсоветское время люди повсеместно получали слишком мало денег и ходили как правило голодными, но дело в том, что алчность, свойственная, в общем-то, многим людям, заставляла значительную часть населения откладывать немалые деньги на так называемую «книжку», оставляя раздетыми и голодными не только себя самих, но и своих детей. За свою жадность подавляющее большинство таких граждан поплатились, лишившись накопленных средств, но недокормленными и недоученными остались также и их родные дети.

Аргументы привлечения собственных детей к тяжелому физическому труду были жесткими и простыми:

  • для того, чтобы в доме была еда, надо работать, родители и так трудятся на работе, а то и не на одной, поэтому дети (заметим, несовершеннолетние) должны стать им надежной поддержкой и помощью;
  • труд облагораживает, и к нему необходимо приучаться с самого детства.

Хотелось бы отметить, что данные, с позволения сказать, «аргументы» воздействуют лишь на неокрепшие умы самих привлекаемых к «труду» детишек, да на еще не слишком опытных, не вполне взрослых людей. Нормальному же взрослому человеку хорошо известно, что защитой и надежной поддержкой должны являться родители по отношению к своим маленьким детям, а не совсем наоборот, и только лишь таким образом воспитанные дети, повзрослев, могут и, главное, захотят стать опорой своим ставшим пожилыми родителям. Труд же «облагораживает» только и только в том случае, если человек, независимо от его возраста, получает в обмен на вложенные усилия адекватную отдачу.

Но вернемся к нашему повествованию – то есть, на «гектары». Еще одной причиной привлечения детей к такому заработку являлось непременное условие оплаты по количеству человек, то есть, чем больше человек в поле работало, тем «больше» должна быть оплата данной группе – и снова проявление все той же человеческой алчности: «зарплата» будет большей. На самом же деле детям за такой тяжелый труд либо не платили вообще, либо оплата была более чем скромной – символически-поощрительной. Родители особенно не возражали – ведь все «правильно». С какой стати платить ребенку наравне со взрослым? Разве он в состоянии сделать столько же? И не важно, что вместо учебы или игры ребенок провел много часов, дней или даже недель в поле, вымотавшись до потери сил и всяческих желаний, получив в итоге в «награду» несколько яблок или банку варенья. На первый взгляд все выглядит очень привлекательно – работаете и зарабатываете для своей семьи, например, запас на зиму яблок или картошки, дети понимают, что такое взрослая жизнь, приобщаются к труду и получают собственные ресурсы для использования (спорный, кстати, вопрос). На практике же все оказывается очень печально как для «предприимчивых» родителей, так и, в особенности, для их детей.

 

Причин тому несколько:

  • Оплата таких работ была попросту смешной и далеко не соответствующей вложенным усилиям, не говоря уже о потерянном времени. Впрочем, смешной оплату назвать, пожалуй, нельзя. Она была скорее шокирующей. Но что заставляет впасть в ступор человека, знающего такую систему – это то, что некоторые работники на следующий год возвращались на такие заработки, видимо, полагая, что они просто мало работали.
  • Оплата деньгами практически применялась весьма редко, а собранный в спешке урожай быстро приходил в негодность уже у вас дома или даже в самом хорошем сухом погребе. Конечно же, спешка, в первую очередь, была вызвана низкой оплатой труда и желанием людей «хоть что-то» себе заработать.
  • Собранный впопыхах урожай дополнительно превращался в месиво по пути в магазины, склады. Затем те же люди вновь покупали фрукты, овощи по «не маленьким» ценам за свои же заработанные деньги (читай – гроши), но уже с прилавков магазинов и рынков.На тему некачественной транспортировки овощей и фруктов было написано много материалов в газетах и создано карикатур (например, в том же «Крокодиле»), но, похоже, это мало на что повлияло.
  • Урожай, часть которого причиталась приехавшим на заработки труженикам, разворовывался по указке председателя колхоза. Очень успешным оказался метод опытных в такого рода делах начальников: в конце рабочего дня, глубоким вечером, ближе к ночи, оканчивались работы по сбору урожая, и бригадиры предъявляли работникам «железный» аргумент: начальства нет, и дележа урожая не будет. Приходите завтра утром. Урожай оставался лежать прямо на поле. Особенно «дальновидные» работники, при помощи все тех же своих детей, прикрывали собранный урожай кучами травы или ботвы в надежде, что если «вдруг» на поле ночью проберутся воры, они не обратят внимание на эти кучи, решив, что в этом месте лежит собранная сорная трава. Увы, того начальство и ожидало. К утру на поле оставались жалкие остатки урожая, которые, «как договаривались», и делились между колхозом и работниками. Естественно, доказать, что «куча», которую оставил вечером работник, была в 20-30 раз большей, не представлялось возможным.
  • Такой способ ведения дел весьма недвусмысленно наталкивал зарабатывающих людей на желание восполнить недостающее другим путем. Например, часть собранного урожая переносилась и пряталась в автобусе, который их доставлял на место работы и обратно домой. Мало того, в такой сомнительный заработок вовлекались их же собственные дети, на всю жизнь усваивавшие этот урок: «хочешь жить – умей вертеться». Всё, чему научились дети на таких «заработках» – это то, что их труд, их время и их права не стоят ломаного гроша, а если хочешь не упасть от голода и работы в обморок – нужно украсть столько яблок, сколько сможешь спрятать и унести за один раз.

В результате такого «мудрого» воспитания ребенок получал уроки жизни, имеющие далеко идущие последствия, напрямую влияющие на его дальнейшую судьбу и становление как личности. Как известно, человек в этом возрасте нуждается в первую очередь в непрерывном образовании, приобретении полезных навыков и в физическом развитии, и любые нормальные родители это понимают и должны уделять этому процессу значительное количество своего времени. Только в этом случае вы сможете правильно воспитать своего ребенка, сделать его самостоятельным, развитым физически и интеллектуально.

Напоследок стоит упомянуть просто феноменальную значимость яблок для населения Центральной Европы. Так уж сложилось, что выращивание яблок является многократно выгодным занятием, как с целью употребления в пищу, так и для манипуляций с детьми ближайших соседей, да впрочем, и с любым не слишком сытым ребенком. Все дело в том, что действительно хорошие яблоки содержат в себе сахара, витамины и ароматные вещества, которые без исключения любят все дети. Процесс ухода за яблоней не составляет особого труда, урожай почти всегда многочислен и легко поддается сбору. Хранить яблоки, особенно зимних сортов также достаточно легко и мало затратно. Климатические условия благоприятны для выращивания и хранения этого продукта.

По всем этим причинам давно стали классикой методы приманивания детей с помощью яблок и конфет, например, для использования их в качестве бесплатных работников и выведывания необходимых сведений об их родителях, степени материальной обеспеченности. Кому не известна сказка о Белоснежке, отравленной подаренным лицемерной злой колдуньей красивейшим и вкуснейшим яблоком, или банальные и простые жизненные ситуации, когда взрослый человек, скажем так, «подкатывает» к ребенку с помощью простеньких угощений, кстати, не преминув потребовать произнесения в свой адрес слова «спасибо».

Просто смешно смотрятся попытки некоторых родителей, оградить себя от такого воздействия путем внушения собственному чаду, что брать любые вещи от чужих дяденек и тетенек нельзя, а также нельзя им рассказывать о своих мамах и папах. После «мудрого» воспитания на таких нехитрых заработках, при плохом кормлении и отсутствии витаминов, недостатке общения со своим ребенком и создания предпосылок для торможения его развития в интеллектуальном плане и физически совсем неудивительно что они так легко поддаются обману и манипуляциям со стороны более опытных взрослых людей.

Мало того, даже сами родители не гнушаются этим идущим еще с древности методом для воспитания в своих детях хронического чувства вины за любые свои действия. Кто, например, не помнит залезших на яблоню соседских детей, уписывающих весьма полезные фрукты, и возмущенный возглас взрослого: «Ты куда залез? А ну брысь оттуда, пока я тебе уши не надрал!».

Взрослые и опытные люди хорошо знают, что сытый ребенок не покусится на чужую яблоню, и виноваты в их поведении прежде всего родители, но «потаскать за уши» гораздо проще чужих отпрысков, если знать, что безалаберные родители все равно не вступятся за них. А мало смыслящие в таком возрасте дети получают негативные установки на всю жизнь, которые в дальнейшем, даже если возникнет желание, трудно исправить без высококвалифицированного специалиста-психолога.

Если вы желаете стать по-настоящему хорошим родителем, вам необходимо помнить: ваши дети должны быть сытыми, но в меру, и уметь работать, но непременно получая за свою работу причитающуюся им часть в качестве своей собственности, а не пожалованной родителями «с барского плеча» ложечки варенья.












Free WordPress Themes