1 месяц жизни.
Родился долгожданный малыш. Его ждёт много нового и интересного. Раньше считалось, что родившийся малыш ничего не понимает, и всё что с ним нужно делать – это пеленать и укачивать. Однако это не совсем так. Доказано научно, что с первых дней рождения ребёнок слышит и реагирует на то, что слышит. Поэтому начинать общение со своим ребёнком можно и нужно с первых минут его жизни. С ним нужно говорить постоянно. О чём говорить? Мама всегда найдет, о чём поговорить со своим чадом. Главное, чтобы он слышал мамин голос, так он чувствует себя спокойней и увереннее в новой для него среде. Таким образом, биологическая связь укрепляется.
Зрение с самого рождения у малыша размытое. Но через несколько недель он уже в состоянии фиксировать взгляд. Хорошо развит вкусовой анализатор, благодаря чему малыш хорошо ощущает изменения вкуса грудного молока. То же самое касается и обоняния. Он хорошо различает запахи и даже с закрытыми глазами чётко может понять, что возле его кроватки склонилась именно его мама.
Ребёнок хорошо набирает в весе. В возрасте 3 недель уже хорошо поднимает головку и удерживает её в таком положении несколько секунд.
В возрасте 1 месяца ребёнок фиксирует взгляд, приподнимает и удерживает головку, хорошо держит головку в вертикальном положении, вздрагивает и моргает при резком звуке.
Развивающие игры: каруселька (мобиле), яркие банты и большие игрушки, прикреплённые на расстоянии 25-30 см, бубенчики.
2 месяц жизни.
В этот период малыш начинает более осознанно изучать окружающий его мир. Он уже узнаёт лица мамы и папы и широко улыбается в ответ. Постепенно он начинает «болтать»: пока что всё, что у него получается – это а-гу, а-у, а-бу, а-ку. Малыш начинает строить смешные гримасы. Он может шевелить бровями, он хмурится, собирает губки в бантик, улыбается.
Если положить малыша на живот, то он уже дольше удерживает голову, при этом опирается на ручки, которые значительно окрепли. Окрепли мышцы шеи и спины. Глазки двигаются синхронно с поворотом головы.
В 2 месяца малыш умеет следующее: улыбается, агукает, подолгу удерживает голову, лёжа на животе, поворачивается в сторону громкого звука, долго смотрит на интересный для него предмет.
Игры: погремушки, большие яркие игрушки, которые перемещают время от времени в разные места.
3 месяц жизни.
Малыш активен. Он двигает ручками и ножками так, как будто всё время куда-то бежит. Он радуется всему вокруг, улыбается и громко смеётся. Взгляд его осознан. Этот период называется «комплекс оживления». Продолжается активная подготовка к будущей речи. Малыш активно агукает, в его лексиконе появляются новые звуки.
Малышу всё интересно. Ему уже не нравится лежать на одном месте. Гораздо интереснее обозревать мир у мамы на руках, лучше в вертикальном положении. Он рассматривает свои пальчики, изучает их, пробует на вкус все вместе или по очереди. Способен удерживать погремушку и тарахтеть ею.
В 3 месяца малыш умеет: цеплять пальчиками погремушки, игрушки и всё, что попадает в руки, внимательно наблюдает за перемещениями мамы по комнате, поворачивает голову на мамин голос, играет со своими руками. В этот период физиологический гипертонус исчезает, и движения у ребёнка становятся более раскованными и точными.
Игры: игрушки, погремушки, которые нужно давать малышу в руки, чтобы он мог удерживать их, игрушки различной фактуры: вязаные, резиновые, пластмассовые, гладкие и шероховатые.
4 месяц жизни.
Ребёнок живо реагирует на родных и знакомых. Улыбается им и агукает. К новым незнакомым лицам им необходимо немного привыкнуть. Любят слушать музыку, узнают знакомые мелодии. Различает тональности. Пускает пузыри из слюны в сопровождении звуков. В это время обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом. Ему нравится доставать игрушки и рассматривать. В этом возрасте малыш способен повернуться на бочок и перевернуться. Кто-то это делает сразу, кому-то нужно немного больше времени. Стихают кишечные колики, ребёнок плачет всё реже по необъяснимой причине.
На 4 месяце ребёнок переворачивается со спины на живот, хватает и удерживает игрушку рукой. Следует напомнить, что все дети разные и не нужно зацикливаться на нормах и правилах. Кто-то развивается раньше, а кому-то нужно больше времени. Это не означает, что ребёнок отстаёт в развитии. Поэтому любите его таким, каким он есть и продолжайте заниматься, как и занимались раньше. Безусловно, за состоянием психического развития наблюдать необходимо, но, не впадая в крайности.
Игры: самое время для развивающего коврика. Он стимулирует не только перевороты, но и ползание.