Все люди делятся на три условных типа исходя из способа восприятия ими окружающего мира, хотя некоторые исследователи выделяют и четвертый. Знание особенностей каждого типа у детей способно помочь во всестороннем развитии личности и избавить от многих проблем. Итак, на арене визуалы, аудиалы и кинестетики (соответственно, временами еще и четвертая категория – дигиталы).
Название каждого психотипа соответствуют каналам восприятия малыша (то есть способам обработки информации). Визуальный идет с упором на зрение, аудиальный – на слух, кинестетический – на ощущения (запахи, вкус, осязание, пр.). Внутренний диалог – 4-дигитальный канал — работает с числами и словами, встречается намного реже, поэтому выделяется не всеми специалистами. Внимание! Как правило, ребенок (да и взрослый человек тоже) более ориентирован на один канал, но это не означает, что остальные у него отсутствуют – просто первый играет максимально значимую роль.
Общие отличия
В чем же состоят общие отличия визуалов, аудиалов и кинестетиков друг от друга? Между тем, их достаточно много, и касаются они самых разных вещей – это способы поведения и обучения, запоминания информации, организации мышления. Кинестетик запоминает данные извне мышцами и всем телом, у которого, кстати, есть своя память. Визуал воспринимает информацию в виде таблиц, графиков, фильмов – то есть ему нужно что-то видеть. Соответственно, аудиал для запоминания проговаривает те или иные данные про себя.
Какой он – аудиал?
Аудиалы живут своими органами слуха – информацию глазами или ощущениями они практически не воспринимают. Как понять, что ваш малыш – аудиал? Да-да, прислушайтесь к нему внимательно – если он постоянно говорит «я слышал», «там сказали» (а не «я видел» или «там такой запах», к примеру), то это верный признак принадлежности в аудиальному типу личности. Как правило, ребенок-аудиал не конфликтен, плохо переносит крики и разговоры на повышенных тонах.
Как вести себя с маленьким аудиальчиком? Так же, как и с большим, делая упор в обучении именно на звуковом восприятии новой информации. Не стоит слишком усердно заставлять его читать, писать, рисовать – пусть слушает, обсуждает, водите его на разные лекции, давайте слушать аудиокниги. И не давите, поскольку он этого не любит.
Секреты «визуального» мировосприятия
Визуалы видят мир через призму целого набора картинок. Познают окружающую действительность, запоминают важные вещи они также именно посредством видео изображения. Психологи утверждают, что для визуала очень важен его внешний вид, окружающих он тоже воспринимает как красивую или не очень картинку, а к нарушению личного пространства визуал вообще относится очень болезненно. Как понять, что ваше чадо принадлежит именно к этому типу?
Повышенная эмоциональность, желание быть выше всех, созерцать все и вся, заметно насыщенная эпитетами речь (ребенок как бы описывает богатую картину, которую видит перед собой) – это все яркие признаки того, что ваше чадо воспринимает мир именно глазами. Такие детки часто хорошо рисуют, лепят (в общем – создают), эффективно воспринимают информацию по наглядным графикам, схемам, чертежам. Заставить их усвоить новый урок на слух задача, наоборот, как вы уже, наверное, поняли, совсем непростая…
Кинестет – натура трогательная
Конечно, мы образно, потому что кинестеты познают окружающий мир главным образом путем прикосновений и в меньшей мере других эмоций – запахов, впечатлений, физических действий. То есть они по большей мере сами трогают окружающий мир руками и воспринимают аналогичные действия со стороны других людей. Кинестетик не видит и не слышит информацию – он ее воспринимает по-своему. Поэтому, общаясь с такими людьми, аудиалы и визуалы часто говорят, что те летают в облаках, смотрят и не видят, не слышат и т.п. На самом деле так оно и есть, просто аудиалам не понять, как можно прослушать все интересное, а визуалам – как просмотреть (проворонить, иначе говоря).
Малыши-кинестеты кажутся несколько замкнутыми, «не от мира сего», у них нет ярко выраженного чувства собственного пространства, они, напротив, стремятся подойти поближе, чтобы вступить в столь важный для них контакт прикосновений. В их устах описание происходящего получает свое чувственное, но при этом не «картинное» воплощение – если прислушаться, то это несложно заметить. И еще – кинестетики очень подвижны, трудно сказать, как именно они запоминают информацию извне, посредством уха, глаза или того же анализа, но что они не способы учиться, сидя неподвижно на одном месте неоспоримый факт.
Найдя ключик к типу личности своего ребенка, вы поразитесь, насколько много возможностей для его эффективного развития и обучения упускали раньше.